Светодиодная задняя оптика
Первый опыт
построения задних фонарей на светодиодах я получил больше года назад. Вот они
К сожалению,
у такой реализации обнаружилось несколько минусов, весьма существенных. Их было
плохо видно (особенно на солнце), они были узко направленные и масса других
недостатков.
В общем я давно хотел
их переделать. И вот подвернулся шанс: свободное время и деньги.
Исходные
данные – фонари должны быть читаемы в любую погоду, видны с любого угла, и
неприхотливы. Путем изучения конференции «Автосвет»
на www.auto.ru было принято решение использовать светодиоды серии
TELUX фирмы Vishay. Серии 9922(красные,
7000мКд) и 8900 (3700мКд) с телесным углом 90 градусов. Также в
Вита-моторс были куплены новые задние
фонари и расходные материалы в Чип-и-Дип.
(сами светодиоды, макетные платы, клей для глюгана и тд) Расстановка сил перед сражением
Ну, поехали.
Берем фару
…и
безжалостно делаем ей «обрезание»: убираем все отражатели (кроме заднего хода)
по периметру. Для этого удобно использовать специальный
паяльник, купленный в Чип-и-Дип за 300 рублей:)
Теперь предстоит
самое интересное и ответственное – скомпоновать кластер
из светодиодов
Исходя из
имеющихся данных (прямой ток 70mA, максимальное падение напряжения 2,8 V)
собираем светодиоды в цепочки по 4 штуки. Берем макетную плату и начинаем
выкладывать желаемый рисунок, руководствуясь однако,
техническими характеристиками диодов. В принципе можно
выложить хоть свою подпись, хоть фразу «Fuck fuel economy”
– главное чтобы было видно не только Вам:)
Мне всегда нравился дизайн задка Форд Мондео и
Феррари:)
Это красные.
Желтыми выкладываем середины.
После того,
как определились с формой и размерами пропаиваем элементы.
Теперь надо
определиться со способом крепления. Я решил отказаться от использования внешних
рассеивателей по причине их неоднородности – они выполнены
с наличием крохотных линз и пытаться соблюсти соосность ужасно сложно. Выход один – резать! Замеряем
штангенциркулем габариты одного кластера, рисуем шаблон на компьютере (я делал
в CorelDraw) и распечатываем. Мой шаблон – круг диаметром
Резать
удобно паяльником (не тем, рабочим, а другим) постепенно углубляя и затем
выламывая сегмент за сегментом.
После этого приступаем к обработке кластера,
по паре на фонарь. Я выпиливал ножовкой по металлу и обрабатывал крупной
шкуркой.
Так как
фонари не плоские, а слегка скругленные придаем кластерам соответствующую форму
путем надпиливания.
Надламываем
кластеры
Края дыры обрабатывем шкуркой. Меряем
Вроде
порядок. Теперь спаиваем кластеры между собой, пока не учитывая сопротивлений –
«плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу» и тд. Примерно
так
Проверив
работоспособность (любым подходящим источником) защищаем от будущей коррозии
любой краской на нитрооснове. У меня нашлась краска Sikkens PPG, оставшаяся от покраски машины:) Можно украсть
у жены лак для ногтей -тоже
замечательно будет:)
Теперь монтируем
кластеры в корпус фонаря.
Я
использовал глюган из Чип-и-Дипа
Заливаем
клеем все что можно, по периметру
Вот предварительный
результат нашей работы
Так как
кластер выглядывает наружу и будет встречаться с
дождями, снегом и тд – делаем гидроизоляцию. Например силиконом ABRO. Заливаем им все пространство внутри
кластера с внешней его стороны.
/
Наконец
приступаем к подбору сопротивлений. Для этого понадобится мощный источник 12-15V.
Подбираем сопротивление так, чтобы ток в каждой цепочке при напряжении 14V не
превысил 70 mA. В моем случае сопротивление
получилось около 4 Ом. Мощность сопротивления 10W (параллельное подключение 2-х
пятиваттных) –ему предстоит
рассеивать значительное тепло. Так как в этом сопротивлении нуждаются все элементы
кластера – включаем его в цепь «земли», так как она «одна для всех». Для габаритных огней дополнительно включаем в цепь
сопротивление 40 Ом. Цепи «Стоп» и «Габариты»
смешиваем диодами. Я выбрал КД213 не потому что у них прямой ток 10А (с запасом однако!), а
потому, что их удобно монтировать. Схема примитивна
На практике
Монтируем
внутри корпуса при помощи цианакрилата («суперклей»)
Новые пайки
снова мажем лаком для ногтей или краской. Весь отсек затягиваем полиэтиленом.
Тщательно, по периметру
Со старыми фарами
также нужно было изготовить балласты. Это
сопротивления, которые включаются параллельно поворотникам
для того, чтобы система не думала о «перегоревшей» лампе. Они делаются из тех
же «пятиваттников»
…и
затягиваются термоусадочным кембриком.
Затем клеются на двухсторонний скотч в любое удобное
место в нише.
Правда с
новыми фонарями они не понадобились –ток оказался лостаточен:) Итак берем все необходимое и идем к машине. Демонтируем
старые фонари
Дааа.. Много я тогда лака у жены украл:))))Вместо
этих ставим новые.
Сверху ставим затемненные пластиковые пластмассины GTO, купленные за 70$ в АвтоАмерике.
Я не буду
подробно описывать процесс установки. Каждый кто дошел
до этого этапа справится с задачей без особого труда. Итак, вот что получилось.
Для сравнения - старые и новые фонари на
разных сторонах автомобиля – обе стороны включены!
Окончательный
итог
C поворотниками. Руки дрожат – холодно
однако:)
Издали
Вот и все.
Можно наслаждаться результатом. Общая себестоимость проекта:
- 152
светодиода по 20 руб
- новые
фонари 2 шт по 70 уе
- защита на
фонари 70 уе
- расходники, работа и терпение – бесценно:)
ИТОГО около
250 уе за пару
Если будут вопросы пишите - ICQ
476-58-99. Буду рад помочь.
ЗЫ
Отдам старые фонари в заботливые руки занедорого:)